Автор
совладелец и директор практики "Маркетинговые Стратегии и CEM" компании Acctiva Consulting
Кнопки

Доверие клиента к банкам - важно ли это?

24.03.2010 17:37
В пятницу буду выступать на круглом столе, организованном Ассоциацией Украинских Банков. Тема мероприятия: «Восстановление доверия клиентов к банкам». Поскольку мы в прошлом году подписали соглашение с Datamonitor - компанией, производящей глобальную аналитику, в т.ч. и по банковской отрасли, то наши коллеги посчитали, что будет интересно банкирам услышать и о том, как с данной проблемой справляются другие страны.
Из глобального исследования мы знаем, что у 64% клиентов банков понизился  уровень доверия к сектору. В процессе перепроверки информации для нашего рынка, мы обнаружили несколько интересных дополнительных фактов, например:

Для 32% опрошенных банков в Украине тема доверия не актуальна, для трети из них –   потому что с этим нет проблем у банка;

Коммуникации банка все-таки позитивно влияют на уровень доверия (так что зря говорят, что никто рекламе не верит);

Всего лишь 5% банков, работающих в Украине, активно и регулярно отслеживает маркетинговые активности зарубежных коллег – видимо, наш рынок пока достаточно уникален?

Выгодность предложения очень позитивно влияет на доверие к банку;

Простота и прозрачность условий (или этичность со стороны банка к клиенту) – те ценности, которые наиболее важны для клиента в пост-кризисное время.



Что думаете на эту тему? Буду рада подискутировать онлайн и во время круглого стола, если вы его планируете посещать.

теги:
  
просмотров: 130
Комментарии:
25.03.2010 12:56  Nesta
Тему мероприятия: «Восстановление доверия клиентов к банкам» необходимо расширить « и банков к клиентам». Все-таки доверие это понятие взаимное. И если доверие клиентов к банкам на данном этапе понемногу возвращается (что отображается в увеличении депозитного портфеля банков), то вот в банках сейчас явно не доверяют клиентам (что отображается в жестких условиях кредитования, больших комиссиях, уменьшении кредитного портфеля и прочее). Лично мое мнение, что люди будут больше доверять банку, который кредитует, а не просто наращивает депозитный портфель, при этом формируя резервы и имея значительные убытки. На счет того, что «всего лишь 5% банков, работающих в Украине, активно и регулярно отслеживает маркетинговые активности зарубежных коллег», то к сожалению много банков не имеет маркетинговой активности и на внутреннем рынке (не проводят сами маркетинговые исследования), что не может положительно отобразится на прогнозах их деятельности, перспектив, установлении планах и прочее. Как можно выделить выгодность предложения для клиента, не проводя маркетинговых исследований? Например, банки сейчас хотят увеличить комиссионный доход, ставят планы (к примеру, по клиентах на РКО), только выходя из своих выгод, при этом вряд ли кто проводил маркетинговые исследования. Как результат невыполнение планов, убыточная деятельность и прочее, что списывается на несоответствие сотрудников, которые продают эти продукты, занимаемой должности (но это уже другая тема:-). Согласен, что простота и прозрачность условий, коммуникации банка, выгодность предложения, очень позитивно влияет на доверие, и не только к банкам
27.03.2010 20:55  Тарас
Велика недовіра клієнтів банків які отримали кредити іпотеку авто, полягає щей у тому, що багато українських банків підняли у двічі відсоткові ставки, знижувати не збираються, деяки банки навіть не звертають уваги на те що НБУ вже знизив облікову ставку - і ця недовіра тільки зростає...
29.03.2010 10:29  Денис Сухотин
Согласен с блестящим коментарием Неста. Но есть нюанс. Клиент доверяет банку который кредитует. Согласен. Но кредит без грамотного анализа платежеспособности должника, по сути авантюра. Кредитование физических лиц на сегодняшний день для банка не оправданый риск. Во первых низкий уровень доходов населения + нестабильность на рынке труда + долгий срок кредита (как правило). Кредитовать бизнес тоже не легко. Высокая цена ресурсов + риски = высокая процентная ставка. Ставку 25-30% годовых выдержит далеко не каждое предприятие и далеко не каждый заёмщик может дать реальное обеспечение под кредит. А цена ресурсов прямо зависит от количества привлечённых средств тех же клиентов. Вывод - Не несёт клиент деньги в банк, банк не выдаёт кредиты другим клиентам. При этом нужно понимать что ставка по кредитам ВСЕГДА будет больше депозитной ставки. Если смотреть правде в глаза то процентная ставка кредита, которую заёмщик может "потянуть" в сегодняшних условиях это 13-15%. Но это значит что ставка по депозиту не должна превышать 10%. А если хотите кредит под 10% то депозит должен быть по 5-7%.
Сейчас на это никто не пойдёт и 2010 год не станет годом кредитования. Да и в будущем банки будут, я думаю более взвешено выдавать кредиты, а не так как сеятель у Ильфа и Петрова.
Доверие клиента к банкам это отражение доверия клиента к.... себе. Если ты хочешь быстро заработать большие деньги ничем не рискуя и ничего не делая, ты не клиент серьёзного банка. Если ты хочешь дать свои деньги в управление серьёзному финансово-кредитному учереждению. Оценивая и риски и прибыль (не только свои но и банковские) - с тобой можно работать и тебе можно доверять.
29.03.2010 14:55  Nesta
Старый анекдот: Приходит индеец в банк. Просит кредит 10000 дол. на бизнес (закупить коров для развода). Менеджер банка спрашивает: «Что вы можете предложить в залог?». Индеец отвечает, что у него есть старая лошадь, собака и дом. В итоге индейцу дают кредит под залог дома (на данном этапе попросили бы еще поручительство лошади и собаки?). Через год индеец приходит в банк, платить последний платеж, причем на руках у индейца остается приличная сума. Увидев это, менеджер банка предлагает положить оставшуюся сумму на депозит, на что индеец ответил: «А что вы можете предложить в залог?»….
Условия кредитования, это же не только процентная ставка (к сожалению она большая, но объективная исходя из ставок по депозитам), а еще и требования к доходу, залогу, поручительству, страховке и прочее… На данном этапе службы рисков во многих банках, стараются всеми возможными условиями снизить риск, но выходят только из теории рисков. Ведь если бы население оценивало банки по той же теории и параметрам, то они вряд ли бы несли свои вклады. Я соглашусь, что на данном этапе массовое кредитование невозможно, но и так же понимаю, что банк не может без него, так как убыточный бизнес никому не нужен (без кредитования он не будет прибыльным и банк без него похож больше на финансовую пирамиду). И что бы выйти из данной ситуации (когда население боится нести вклады, а банк боится кредитовать) необходимо одновременно идти на риски, как населению (нести депозиты), так и банку (кредитовать), оценивая риски, но не «перегибая палку», ведь бизнес это всегда риск, но из ситуации которая сложилась сейчас в банковской сфере необходимо выходить. Ведь «низкий уровень доходов населения + нестабильность на рынке труда + долгий срок кредита» у нас всегда были, просто раньше этим рискам меньше уделяли внимания, а сейчас чересчур много. Сейчас же ситуация такая, что люди понемногу начали возвращаться в банки, при этом у некоторых банках появилась излишняя ликвидность, но вот доверия кредитовать нет, соответственно выход из кризиса «задерживается».
P.S. Сам не являюсь сторонником массового кредитования и постройки бизнеса только за счет кредитов, так как считаю, что это неминуемо приведет к долговой яме, как населения, так и бизнеса. Кредитованию отвожу стимулирующую роль в развитии и выходу из кризиса. Все таки большой сейчас «кризис недоверия», несправившись с который, не выйдем и из финансового….

 
 
введите символы на картинке: